Аэропорты: возвращение Элисты, новые объекты для Омска и КЧР, модернизация аэродромов

  • Дарья Гербер
    28 апреля 2024 г. — 11:00
    230

    Реконструкция аэропортов в разных регионах страны продолжается при поддержке федеральных программ. В ближайшие шесть лет будет обновлено 75 объектов, всего же до 2030 года потребуется отремонтировать 111 аэродромов из 228. Пока же по нацпроекту «Модернизация транспортной инфраструктуры» в Якутии будут работать над 14 воздушными воротами региона. Тем временем аэропорт Усть-Илимска в Иркутской области готовится к обслуживанию лайнеров третьего класса, в Петропавловске-Камчатском завершают новый терминал, а в Геленджике довели готовность инфраструктуры почти до 50%. В аэропорту Барнаула в рамках длящейся реконструкции открыли временный зал прилёта, а Казань получит финансирование на модернизацию перрона, чтобы подготовиться к приёму делегаций в рамках встречи глав государств БРИКС.

    Параллельно идёт работа над новыми объектами. Так, определён концессионер, который будет отвечать за проектирование, строительство, реконструкцию и эксплуатацию нового авиационного комплекса в Омске, который появится за городской чертой, а в Карачаево-Черкесии планируют строительство аэропорта — первого для этого региона.

    С 3 мая по решению Росавиации возобновляются пассажирские полёты в Элисту, прекращённые 24 февраля 2022 года. За время бездействия аэропорта столицы Калмыкии в пассажирском терминале тоже успели провести реконструкцию.

    В России обновят не менее 75 аэропортов за шесть лет

    В соответствии с посланием Федеральному собранию в России за шесть лет обновят не менее 75 аэропортов. Как сообщил портал iz.ru, на эти цели направят 250 млрд рублей. В конце марта в Минтрансе заявили, что 100 аэродромов нуждаются в ремонте и реконструкции. Для этого создаётся специальный фонд. По данным ТАСС, в него привлекут более 40 млрд рублей.

    Всего же до 2030 года потребуется отремонтировать 111 аэродромов из 228, что обойдётся в не менее чем 383 млрд рублей. Для решения вопроса планируют прибегнуть к механизму государственно-частного партнёрства. Также правительство рассмотрит пакет мер помощи авиастроительной отрасли. Кабмин изменит правила предоставления субсидий из федерального бюджета. Такое решение даст возможность ряду авиастроительных предприятий использовать около 20 млрд рублей на техническое перевооружение.

    В начале 2024 года уже выполнены первые этапы работ в аэропорту Кемерова и в поселении Удачный (Республик Саха), которое находится рядом с Северным полярным кругом. В 2023 году отремонтировали и ввели в эксплуатацию взлётно-посадочные полосы в девяти городах, в том числе в Певеке, Якутске, Благовещенске, Архангельске и Магнитогорске. Впервые около 53% внутренних авиарейсов стали проходить без пересадки в Москве.

    Аэропорт Омска вынесут за городскую черту

    По данным портала «АБН24», Омск готовится к переносу аэропорта за черту города. В соответствии с распоряжением правительства РФ №980-р от 19 апреля без проведения конкурса определён концессионер, который будет отвечать за проектирование, строительство, реконструкцию и эксплуатацию нового авиационного комплекса. 42 млрд рублей инвестирует компания «Омскаэроинвест». Ожидается, что строительство завершится к 2028–2029 годам, однако соглашение между областной администрацией и концессионером пока не подписано.

    По информации ИА «ВОмске», ООО «Омскаэроинвест» зарегистрировано 5 мая 2023 года в Екатеринбурге. Фирмой управляет АО «Управляющая компания “Аэропорты регионов”», в качестве учредителя выступает АО «Аэропорт Кольцово». «Аэропорты регионов» являются оператором воздушных гаваней в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новом Уренгое, Петропавловске-Камчатском, Ростове-на-Дону, Самаре, Саратове и Тобольске.

    Ранее в марте правительство Омской области провело голосование среди населения, предложив выбрать из четырёх вариантов облик будущего аэропорта. В итоге была выбрана концепция петербургского бюро «Хвоя», в основе которой лежит идея воздушных ворот. Это решение обошло дизайн-проект «Архитектурной группой ДНК» из Москвы. По информации сетевого издания «Омск здесь», столичные специалисты предлагали создать атриум, в котором есть связь от входа до лётного поля. Киберпортал, подчёркивающий стремительность движения, взаимодействовал с перелётными птицами, которые имеют свой маршрут с точками остановок для отдыха.

    Строительство аэропорта Омск-Фёдоровка стартовало в 1989 году. До 1991 года было построено более 10 зданий и сооружений. Однако проект приостановили, а объект остался нефункциональным.

    В Карачаево-Черкесии появится первый аэропорт

    «Аэропорты регионов» приступят к возведению нового объекта и в Карачаево-Черкесии. По информации РБК, предварительно стоимости строительства составит 25 млрд рублей. Прогнозный туристический поток к 2030 году — 4 млн человек. Для сравнения, по данным минтуризма республики, в 2023 году регион посетил 2,1 млн туристов.

    Карачаево-Черкесия — единственная часть Северного Кавказа, где ещё нет аэропорта. Международную воздушную гавань планируют построить в станице Зеленчукская. Планы об этом были анонсированы в конце 2023 года. Ожидается, что старт стройке дадут в 2025 году, а завершат проект в 2028 году.

    Пока же инвестор, федеральные и региональные власти обсуждают коммерческую привлекательность. У некоторых она вызывает сомнения ввиду прогнозируемого пассажиропотока. Высокие показатели в Архызе возможны, только если к 2030 году страны Европы всё ещё будут закрыты. Также есть мнение, что прогноз инвестиций на уровне 25 млрд рублей излишне оптимистичен: аэропорт будет стоить дороже.

    Пока же воздушные ворота Северо-Кавказского округа испытывают повышенные нагрузки и фиксируют рост трафика на фоне закрытия 11 аэропортов юга и центральной части России с 2022 года. В свою очередь, новый аэропорт возле курорта Архыз войдёт в число 75 планируемых к реконструкции (или строительству) до 2030 года. Это значит, что есть предварительное подтверждение государственно-частного партнёрства. При этом бюджетное софинансирование будет проходить по госпрограмме Минэкономразвития, а не по программам Минтранса.

    Аэропорт Элисты возобновляет работу с 3 мая

    26 апреля Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) сообщило, что международный аэропорт Элиста с 3 мая откроется для полётов гражданской авиации. Пропускная способность аэродрома составит 12 взлётно-посадочных операций в час. Вылеты и прилёты будут выполняться ежедневно в дневное время с 9:00 до 19:00 по московскому времени.

    Возможность безопасного выполнения полётов в столицу Калмыкии подтверждена специалистами Минобороны, Росавиации и Госкорпорации по ОрВД.    

    Вся инфраструктура воздушной гавани Элисты находится в рабочем состоянии. В сентябре 2023 года в аэропорту завершили капитальный ремонт пассажирского терминала площадью 2130 кв. м. В аэровокзале установлено современное оборудование систем регистрации, досмотра и обработки багажа, а также улучшено информационное сопровождение (навигация) пассажиров. Пропускная способность обновлённого терминала увеличилась вдвое и составляет 100 пассажиров в час. Для поддержки элистинского аэропорта в период его временного закрытия правительство России при содействии Минтранса выделило в виде субсидий 134,6 млн руб.

    Полёты гражданской авиации в Элисту были прекращены с 24 февраля 2022 года по решению Росавиации. Аналогичные ограничения были введены в отношении аэропортов Анапы, Белгорода, Брянска, Воронежа, Геленджика, Краснодара, Курска, Липецка, Ростова-на-Дону, Симферополя.

    Инфраструктура аэропорта Геленджик готова почти на 50%

    Готовится к открытию и реконструируется ещё один временно закрытый аэропорт. По данным ФКУ «Ространсмодернизация», готовность аэродромной инфраструктуры аэропорта Геленджик составляет около 50%. В частности, на объекте строят и реконструируют площадки очистных сооружений с устройством глубоководного выпуска в Чёрное море, водосточно-дренажной системы и укладывают цементобетонное покрытие перрона. Выполняется прокладка кабельных линий электроснабжения и устройство грунтового сопряжения рулёжной дорожки. В мероприятиях задействовано 189 рабочих и 66 единиц техники.

    В рамках проекта реконструируют существующую соединительную рулёжную дорожку и строят новую — аналогичной ширины в 23 м, что даст возможность развести пути руления воздушных судов к местам стоянок. Также специалисты выполнят расширение перрона, что увеличит на 50% число стояночных мест для воздушных судов — до 26 единиц. Помимо этого, обновят ограждение, светосигнальное оборудование и систему сбора противообледенительной жидкости.

    Модернизация проходит в рамках федерального проекта «Развитие региональных аэропортов». Она обеспечит стабильное и круглогодичное авиасообщение курорта с другими российскими городами и увеличит транспортную доступность в Краснодарском крае. Ожидается, что работы завершат в четвёртом квартале 2024 года.

    В Якутии модернизируют почти половину аэропортов

    В Якутии 14 аэропортов модернизируют благодаря нацпроекту «Модернизация транспортной инфраструктуры». Об этом сообщил интернет-портал «Российской газеты». Всего в регионе действует 32 воздушные гавани, включая недавно открытый аэропорт Эльга. Большинство построили в 40–50-е гг. прошлого века. Есть аэродромы с грунтовыми взлётно-посадочными полосами, которые попадают в зону паводка.

    С 2019 года обновлено десять аэропортовых комплексов в Якутске, Черском, Жиганске, Хандыге, Белой Горе, Верхневилюйске, Вилюйске, Депутатском, Сангаре, Усть-Нере и Нерюнгри. В авиагаванях модернизировали взлётно-посадочные полосы, перроны и рулёжные дорожки. Построены сопутствующие объекты: насосные станции, склады и производственные здания, автодороги, сооружения энергетического хозяйства, резервуары для хранения горюче-смазочных материалов. Это улучшило транспортную доступность и связь между населёнными пунктами. Реализация нацпроекта проходит под контролем ФКУ «Ространсмодернизация».

    Аэропорт Якутск является главной воздушной гаванью республики. Через него проходит более 80% объёма авиационных перевозок. В 2023 году модернизировали его инфраструктуру, в том числе взлётно-посадочную полосу длиной 3,4 тыс. м. Обновлённая ВПП позволяет принимать широкофюзеляжные самолёты, а жителям — летать на большие расстояния без пересадок и технических посадок в Нижневартовске. На очереди — реконструкция международного терминала. Проектную документацию в ближайшие месяцы направят на госэкспертизу.

    В Нерюнгри строительство нового аэровокзала повысило показатели работы аэропорта, который принял первые самолёты в конце 2023 года. Старый комплекс на 100 человек находился в приспособленном строении 1987 года постройки. Пропускная способность нового здания площадью 9 тыс. кв. м выросла в три раза. Строительство терминала позволило увеличить количество регистрационных стоек с одной до пяти и установить автоматическую ленточную систему обработки багажа. За январь 2024 года аэропорт обслужил 25,2 тыс. пассажиров, что на 16% выше показателей аналогичного периода прошлого года. Маршрутная сеть гавани расширилась за счёт регулярных рейсов в Красноярск и чартерных в посёлок Эльга.

    Строительство аэропортового комплекса в городе Мирном должно завершиться в конце 2024 года. Сейчас он готов на 70%. Запущены сети тепло- и электроснабжения. Рабочие монтируют вентиляционные системы и инженерные коммуникации, занимаются чистовой отделкой помещений. Для обеспечения устойчивости сооружения применена технология термостабилизации грунтов, актуальная в условиях вечной мерзлоты. Помимо этого, в Мирнинском районе завершается реконструкция взлётно-посадочной полосы аэропорта Полярный в городе Удачный. В 2023 году строители забетонировали более 1,5 тыс. м полосы. В августе текущего года планируется завершение реконструкции оставшихся 950 м.

    Аэропорт Усть-Илимска будет обслуживать Ан-24, А-26 и АТR-42

    Минтранс Иркутской области проинформировал о доведении посадочной площадки Усть-Илимска до статуса аэродрома класса «Г». Получено соответствующее свидетельство, объект внесён в государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации. Ожидается, что 1 мая аэропорт получит свидетельство аварийно-спасательного формирования.

    В частности, разработан аэронавигационный паспорт и начата работа по регистрации тарифов и сборов по наземному обслуживанию воздушных судов, выполняющих рейсы по расписанию и авиационным работам. После их утверждения аэропорт сможет заключать договоры на обслуживание воздушных судов третьего класса взлётной массой 10–30 т.

    В Петропавловске-Камчатском завершают новый терминал

    По данным Министерства транспорта и дорожного строительства Камчатского края, строительства нового терминала аэропорта Петропавловск-Камчатский находится на завершающем этапе. Ожидается, что объект введут в эксплуатацию в 2025 году.

    Пока же завершено устройство модульных фасадов внутреннего и наружного контура здания аэровокзала. Близится к концу монтаж облицовочных фасадных кассет наружного контура фасада. Внутри нового терминала устраивают перегородки стен служебных помещений и общественных зон, готовят поверхности к финишной отделке, монтируют инженерные системы вентиляции, электроснабжения, кондиционирования, отопления и пожаротушения.

    Продолжается нанесение огнезащитных составов на металлоконструкции несущего каркаса здания, строятся внешние инженерные коммуникации и сооружения. Возведена газовая котельная с объектами топливного хозяйства, центральная распределительная трансформаторная подстанция и насосная станция водоснабжения. Ведутся работы по устройству трубопровода газоснабжения от точки врезки в магистральный трубопровод АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» до газовой котельной АО «МАПК(Е)». Насосная станция водоснабжения подключена к сетям водопотребления КГУП «Камчатский водоканал». Центральная распределительная подстанция полностью подключена к сетям электроснабжения ПАО «Камчатскэнерго».

    Общий бюджет составил 28,3 млрд рублей. Проект реализует холдинг «Аэропорты Регионов» за счёт собственных и кредитных средств. В частности, ВЭБ.РФ предоставила 16,9 млрд рублей.

    В аэропорту Барнаула открыли временный зал прилёта

    Министерство транспорта Алтайского края сообщило о вводе в эксплуатацию временного зала прилёта в аэропорту Барнаула. Его возведение началось в 2023 в рамках реконструкции воздушной гавани.

    Терминал работает в тестовом режиме. Обслуживание граждан будет осуществляться в течение всего периода реконструкции международного аэропорта им Г. С. Титова, которая стартовала в ноябре 2023 года. Ожидается, что новый аэровокзальный комплекс сможет принимать не менее 1 млн пассажиров в год.

    В здании площадью 700 кв. м есть лента выдачи багажа, зал для встречающих, досмотровая зона, торговые точки и комплекс инженерных систем. Ранее действующий зал прилёта полностью демонтирован.

    В аэропорту Казани реконструируют перрон

    Правительство России выделило финансирование на реконструкцию инфраструктуры международного аэропорта в Казани. В соответствии с распоряжением от 12 апреля 2024 года № 896-р на модернизацию направят более 3,7 млрд рублей из резервного фонда кабмина. Ещё более 3,7 млрд рублей выделят из регионального бюджета.

    В частности, до 1 октября в аэропорту усовершенствуют перрон, который сможет одновременно принимать 33 широкофюзеляжных самолёта. Решение связано с тем, что в 2024 году Казань станет местом проведения встречи глав государств БРИКС в рамках председательства России.

    В этом году запланировано открытие возрождаемого аэропорта в Орле. Также модернизация пассажирских аэропортов ведётся в Дагестане, Забайкалье, Сибири, Ставрополье, Черноземье, Чувашии, на Дальнем Востоке и Урале.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)