Железнодорожное строительство на Восточном полигоне: новые объекты и ближайшие планы

  • Дарья Гербер
    8 апреля 2024 г. — 10:35
    259
    Иллюстрация: 

    Официальный Telegram-канал РЖД

    Железнодорожники продолжают работу по увеличению пропускной способности восточных транспортных коридоров — Байкало-Амурской магистрали и Транссиба. Так, в Бурятии открылся Разъезд 1152 на перегоне Дзелинда — Кирон, в Хабаровском крае реконструировали перегоны 323 км — Людю, Удоми — Оунэ, Ландыши — Дюанка, а в Амурской области открыли движение по новому пути на перегоне Лопча — Эльгакан, плюс реконструировали станцию Пурикан. Всего же весной текущего года анонсирован запуск поездов на более чем 20 перегонах БАМа.

    Параллельно стартует уже третий этап развития Восточного полигона, направленный на дальнейшую «расшивку» узких мест магистралей. Он включает строительство второго Северомуйского, второго Кодарского, второго Кузнецовского тоннелей, а также железнодорожного моста через Амур в Комсомольске-на-Амуре. Готовится и строительство новых участков. Так, в Якутии в 2024 году начинается подготовка предварительного технико-экономического обоснования проекта железной дороге Нижний Бестях — Магадан. Тем временем для другого уже реализуемого проекта —  Тихоокеанской железной дороги — готовят первые тепловозы. «Трансмашхолдинг» для частной рельсовой трассы, соединяющей крупное месторождение и морской порт, отправит партию тепловозов новой серии 3ТЭ28.

    На БАМе появится более 20 новых перегонов

    Пресс-служба Федерального агентства железнодорожного транспорта сообщила о планах запуска поездов на более чем 20 перегонах БАМа весной текущего года. Среди них Имангракан — Тас-Юрях, Лумбир — Хорогочи, Муртыгит — Мохортов, Мустах — Ульма, Туюн — Стланик, Нальды — Дуссе-Алинь, Тумнин — Дайчи, Хуту — Имбо.

    В Бурятии построили Разъезд 1152

    На Восточно-Сибирской железной дороге завершились работы на Разъезде 1152 км посередине 20-километрового перегона Дзелинда — Кирон. Возведение объекта выполнено в рамках мероприятий по увеличению пропускной способности Байкало-Амурской магистрали и Транссиба.

    Общая протяжённость путей составила 2,9 км, установлено восемь стрелочных переводов, 169 металлических опор контактной сети, более 60 км сетей сигнализации, централизации и блокировки. Построен железобетонный мост, отремонтированы и реконструированы две водопропускных трубы.

    Возведено здание для работников оперативных служб, установлены системы сигнализации и блокировки, дизель-генераторные агрегаты, а также компрессорная станция для подачи сжатого воздуха в систему автоматической пневмоочистки стрелочных переводов. Смонтированы две пассажирские платформы и три пункта обогрева.

    Открытие нового разъезда увеличит провозную способность БАМа в границах Восточно-Сибирской железной дороги на участке Лена — Таксимо с 24,7 до 51,2 млн т грузов.

    В Хабаровском крае реконструировали три перегона

    Пресс-служба Дальневосточной железной дороги проинформировала об открытии движения поездов по новому второму пути на перегоне 323 км — Людю на линии Комсомольск-на-Амуре — Ванино. Строительство велось в рамках программы увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба в направлении дальневосточных портов.

    Работы осложнялись непростым рельефом: перегон огибает подножие восточного склона хребта Сихотэ-Алиня и проходит по берегу реки Тумнин. При модернизации переработали более 1 млн куб. м грунта, реконструировали 10 водопропускных труб, уложили 7,4 км пути и более 100 км кабельных коммуникаций. Для обеспечения безопасности вдоль хребта установлено 4,7 км снегоудерживающего ограждения и построены камнеулавливающие стенки.

    Новый объект увеличит провозную способность линии Комсомольск-на-Амуре — Ванино в два раза с 40 до 82 млн т до конца 2024 года.

    Также открыто движение поездов по новому главному пути на перегоне Удоми — Оунэ после переключения на новую цифровую систему регулирования. При модернизации уложено более 9 км нового пути, установлено 12 стрелочных переводов, объём земляных работ достиг почти 340 тыс куб. м грунта, построено два моста. Ввиду высокой обводнённости строители реконструировали 15 водопропускных труб и уложили более 100 км кабельных коммуникаций.

    После этого станцию Удоми ликвидируют в целях оптимизации движения поездов, сам перегон увеличится до 22 км и получит название Кенай — Оунэ.

    4 апреля поезда поехали по второму пути на перегоне Ландыши — Дюанка. Участок стал 12-м на линии Комсомольск-на-Амуре — Ванино, который модернизировали в рамках второго этапа развития Восточного полигона. Железнодорожники уложили 9,5 км пути, 14 стрелочных переводов, объём земляных работ превысил 480 тыс куб. м, при этом большая часть пришлась на выемку грунта, чтобы выровнять сложный рельеф. Для снижения обводнённости реконструировано 12 водопропускных труб и протянуто более 170 км кабельных коммуникаций.

    Всего на участке Комсомольск-на-Амуре — Ванино до конца года предстоит реконструировать ещё 28 объектов, что увеличит провозную способность в два раза с 40 до 82 млн т.

    В Амурской области открыли новый перегон и модернизированную станцию

    Серия объектов запущена в Амурской области. Так, открыто движение по новому пути ещё на одном перегоне Лопча — Эльгакан линии Хани — Тында. Специалисты уложили 13,5 км рельсошпальной решётки, установили пять стрелочных переводов, пять мостов и смонтировали около 120 км систем связи и сигнализации. Для исключения просадки в жаркое время года отсыпано 174 тыс куб. м каменной охлаждающей наброски.

    Всего на линии Хани — Тында предусмотрена модернизация ещё 13 объектов, что завершит второй этап развития Восточного полигона, увеличив провозную способность участка до 54 млн т к концу 2024 года.

    Помимо этого, завершена реконструкция станции Пурикан. Она расположена на рокаде Бамовская — Тында, соединяющей БАМ и Транссиб. На станции появился дополнительный третий путь длиной 1050 м. Релейную полуавтоматическую систему управления заменили на микропроцессорную. Новая инфраструктура позволяет принимать поезда длиной более 100 вагонов и весом 7100 т, что снижает потребность в маневровых операциях.

    Работы велись без остановки движения. Уложено 2,7 км пути, порядка 7,5 км линий автоблокировки и связи, установлено семь стрелочных переводов, отсыпано почти 38 тыс куб. м земляного полотна, возведён мост через реку Малый Ольдой.

    В планах — работы ещё на 10 объектах соединительной ветви, в том числе на перегонах Силип — Аносовская, Пурикан — Муртыгит и Муртыгит — Мохортов. Это увеличит провозную способность линии Бамовская — Тында с 42,2 до 54,9 млн т в год.

    Стартует третий этап развития Восточного полигона

    29 марта 2024 года ОАО «РЖД» и ГК Бамтоннельстрой-Мост заключили договоры генерального подряда на строительство второго Северомуйского, второго Кодарского, второго Кузнецовского тоннелей и железнодорожного моста через Амур в Комсомольске-на-Амуре. Об этом проинформировала пресс-служба Минтранса России.

    Ожидается, что возведение Кодарского тоннеля завершится к концу 2030 года, вторых Северомуйского и Кузнецовского тоннелей, а также моста через Амур — до конца 2032 года. Объекты увеличат провозную способность БАМа и Транссиба до 270 млн т по итогам 2032 года.

    Предварительно стоимость проектирования и строительства составляет 498,8 млрд рублей без НДС. Вместе с тем, по данным «Интерфакс», Правительство утвердит увеличение стоимости третьего этапа строительства Восточного полигона РЖД до 3,7 трлн рублей, и это не окончательная оценка.

    Увеличение связано с расширением планов провозной способности. Если ранее параметры Восточного полигона рассматривались до 210–255 млн т, то теперь они увеличены до 270 млн т.

    В Якутии — планы по железной дороге Нижний Бестях — Магадан

    27 марта компания «Железные дороги Якутии» проинформировала о ходе проекта по строительству железной дороги Нижний Бестях — Магадан. В 2021 году состоялась экспедиция, которая проехала по колымской трассе до Магадана. Специалисты уточнили потенциальную грузовую базу, провели осмотр и обозначили технологические аспекты для планировки размещения объектов. Также была выбрана оптимальная трассировка железной дороги. 

    В 2022 году на конференции «Путь на Магадан» обозначена итоговая резолюция. Предпочтение отдали двум вариантам трассировки — через Усть-Неру и Оймякон. Причём последний признан наиболее оптимальным: протяжённость участка составит 1660 км. Трасса пройдёт по пяти улусам Якутии: Мегино-Кангаласскому, Чурапчинскому, Таттинскому, Томпонскому, Оймяконскому — и по четырём районам Магаданской области.

    На Восточном экономическом форуме — 2022 представители Республики Саха (Якутия) и Магаданской области подписали соглашение о взаимодействии по реализации проекта новой железнодорожной линии Нижний Бестях — Магадан. Он состоит из трёх этапов:

    • первый — от Нижнего Бестяха до Хандыги со строительством совмещённого моста через реку Алдан около 400 км;
    • второй — от Хандыги до Сусумана с переходом через Верхоянский хребет протяжённостью примерно 550–600 км;
    • третий — район Сусумана, Ягодного и до порта Магаданской области, где добывается порядка 25–30 т золота.

    В 2024 году должно начаться предварительное технико-экономическое обоснование проекта. Оно позволит точнее определить технические параметры первого этапа, а именно трассировку и земельные участки. Помимо этого, начнётся подготовка местных кадров. Для сравнения по состоянию на конец марта 2024 года на строительстве Восточного полигона — Транссиб, БАМ, БАМ-2 задействовано в среднем около 10 тыс человек. Также начнётся проектирование строительства БАМ-3, однако для строительство железной дороги до Магадана возможна переориентация трудовых ресурсов.

    Тепловозы 3ТЭ28 пойдут по Тихоокеанской железной дороге

    Параллельно с возведением инфраструктуры специалисты готовятся к приёму нового подвижного состава. Телеграм-канал ROLLINGSTOCK сообщил об отправке первой партии в 12 тепловозов 3ТЭ28 для компании «Эльга-Транс». Локомотивы предназначены для проекта Тихоокеанской железной дороги, запуск которой назначен на 2026 год. Строительство крупнейшей частной железной дороги началось в марте 2022 года, к февралю 2024 года было готово 350 км пути — 225 км со стороны Эльги и 125 км со стороны порта. Первый тестовый состав ожидается уже в IV квартале 2024 года. В сутки по магистрали сможет проходить 18 пар поездов.

    Магистральный локомотив 3ТЭ28 производства «Трансмашхолдинг» прошёл сертификацию в ноябре 2023 года. При мощности в 8550 кВт он является аналогом ранее выпускаемого тепловоза 3ТЭ25К2М, в котором применялась импортная силовая установка GEVO12 от американской Wabtec. Подвижной состав предназначен для вождения поездов массой 7,1 тыс т по участкам БАМа и Транссиба со сложным рельефом. На равнине масса поезда может достигать 18,3 тыс т.

    Такие тепловозы начали поступать в парк РЖД для эксплуатации на БАМе в конце 2023 года. В свою очередь, «Синара — Транспортные Машины» заявляла, что планирует поставки своих первых магистральных тепловозов 2ТЭ35А для ТЖД также в 2024 году.

    Несмотря на то, что большинство железнодорожных проектов, реализуемых в Сибири и на Дальнем Востоке, ориентированы, прежде всего, на грузоперевозки, в Забайкальском крае инфраструктурные работы совершенствуют и пассажирское сообщение.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)